Татьяна Воляр, директор IT-компании QB-Technology
Общеизвестный факт: любые ограничения свободы бизнеса ведут к неуклонному увеличению способов нелегального распространения контрафактной продукции.
Подобным образом обстоит ситуация и с таможенными ограничениями и квотами: чем больше государство в лице конкретных таможенников пытается контролировать ситуацию с оборотом товаров на границе, тем прочнее стают коррупционные риски, а уровень преступности растет.
Самый известный пример – период «сухого закона», действие которого регулировалось отдельной18-й поправкой Конституции США с 1920 по 1933 год. Масштабы преступности, выросшей на контрабанде контрафактного алкоголя из соседних Мексики и Канады, тогда стали настоящей угрозой национальной безопасности США.
Все попытки обуздать один из самых прибыльных в то время видов бизнеса путем жестких действий федеральных органов правопорядка ни к чему не привели. Тогда, в 1933 году, американские политики предугадали в подобных процессах растущую угрозу всем институтам власти и демократии, и отменили «сухой закон».
В 21 веке у государственных чиновников гораздо больше инструментов и возможностей для борьбы с контрабандной и контрафактной продукцией.
Очень важно, декларируя желание побороть данные явления на наивысшем уровне, изменить сам подход к данной проблеме.
Пока что Кабинет министров и Государственная фискальная служба очень осторожно относятся к любым нововведениям в системе учета алкогольной продукции.
Премьер-министр решил пойти старым способом в вопросе борьбы с контрабандой и объявил о создании так называемой «черной сотни» в структурах ГФС. Очевидно, фискальные проверки, основанные на жестких репрессивных методах – не самый эффективный способ побороть коррупцию.
В самой ГФС пока что лишь заявляют о намерениях изучить инициативы по созданию систем электронного мониторинга подакцизной продукции.
Так, по словам главы ГФС Романа Насирова, для введения окончательных мер по созданию автоматизированной системы контроля над оборотом подакцизных товаров необходимо еще 2-3 месяца. А пока что ГФС работает над «проведением комплексных оперативно-профилактических мероприятий для выявления контрафактной продукции».
По данным ГФС, за первые месяцы 2016 года всего из незаконного оборота было изъято подакцизных товаров на сумму более 200 млн грн, а также были ликвидированы 46 подпольных цехов по изготовлению алкоголя.
Следует отметить, что правительство уже более года планирует официально ввести электронные акцизные марки.
В частности, в 2015 году подобная система позитивно зарекомендовала себя в учете табачных изделий. Табачные компании в тестовом режиме использовали электронные акцизные марки, и результат оказался более чем впечатляющим.
По данным ГФС, за январь-март 2015 года объем уплаченного акциза с табачных изделий вырос на 18,5% — или почти на 700 млн. грн.
По данным экспертов, более половины рынка алкоголя в Украине находится в «тени». Из-за невозможности эффективного контроля со стороны государства, бюджет ежегодно теряет колоссальные средства.
По самым скромным подсчетам, в 2014-2015 году из-за контрафактной продукции и контрабанды алкоголя украинский бюджет не досчитался около 20 млрд грн налоговых поступлений.
Данная проблема требует системного подхода в ее решении.
Электронные акцизные марки – только ее часть. И об этом IT-сообщество упоминало уже не раз: системы фискального мониторинга подакцизной продукции существуют несколько лет и уже доказали свою эффективность во многих странах ЕС. С чего необходимо начать?
Во-первых, необходимо создать систему идентификации товаров – так называемый «Банк паспортов».
Во-вторых, внедрить уже упоминаемую маркировку контрольными знаками – электронные акцизные марки.
В третьих, оборудовать торговые точки по продаже алкогольной продукции необходимым оборудованием и программным обеспечением – чтобы система могла идентифицировать, является ли конкретный товар контрафактом, или с него будет уплачен налог.
Наконец, необходимо обеспечить необходимым программным софтом всех потребителей, которые желают на своих гаджетах в режиме реального времени проверить конкретную продукцию на предмет наличия у нее необходимой лицензии на реализацию.
Подобный шаг автоматически увеличит армию проверяющих органов в миллионы раз, ведь каждый заинтересованный гражданин сможет проверить продукцию и сообщить властям о случаях продажи контрафактных товаров.
Такой шаг приведет к тому, что продавать подделки будет невыгодно ни в одном из магазинов, а производить подобную продукцию просто потеряет всякий смысл.
«Договориться» будет просто не с кем, ведь электроника взяток не берет, а подкупить миллионы ответственных граждан – просто невозможно. Тем более что на кону у многих потребителей не только желание купить подешевле, но и реальные опасения за свое здоровье.
Ведь не секрет, что поддельная продукция часто не соответствует качеству, и отравление таким алкоголем ведет к серьезным последствиям для организма.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.