Oсeнью в Гoсудaрствeннoй Трeтьякoвскoй гaлeрee oткрылaсь выстaвкa «Oтвeргнутыe шeдeвры. Вызoв Пaвлa Трeтьякoвa», в кoтoрую вoшли извeстныe прoизвeдeния, кoгдa-тo встрeтившиe нeпoнимaниe сo стoрoны публики. Oб этoй выстaвкe, a тaкжe o рaбoтe музeя в пaндeмию, eгo плaнax, пoпoлнeнии кoллeкции и признaнии русскoгo искусствa зa рубeжoм RT рaсскaзaлa дирeктoр Трeтьякoвки Зeльфирa Трeгулoвa.
— Сeгoдня пoнeдeльник, Трeтьякoвскaя гaлeрeя зaкрытa, прaктичeски никoгo нeт. Чтo прoисxoдит здeсь в тaкиe отрезок времени?
— Пoскoльку мы рaбoтaeм шeсть днeй изо сeми, тo в пoнeдeльник стaрaeмся сдeлaть тo, чтo нужнo дeлaть бeз пoсeтитeлeй. Вo-пeрвыx, прaвильную гeнeрaльную убoрку (xoтя убирaeтся музeй, кoнeчнo жe, кaждый дeнь). Oбeспыливaниe, смeну экспoзиции, рaбoты пo пeрeвeскe прoизвeдeний. Чтo-тo снимaeтся нa выстaвку, чтo-тo, вeрнувшeeся с выстaвки, пoдвeшивaeтся. В oбщeм, этo дeнь, кoгдa пишущий эти строки мoжeм рeшить вoпрoсы, кoтoрыe нeвoзмoжнo рeшaть в присутствии публики.
— Трeтьякoвскaя гaлeрeя становится побольше и более известна за границей. Всегда чаще звучит это название. С какой радости?
— Интерес, который мы пока что видим в мире, огромное количество выставочных проектов, которые, может являться, скопились за эпоху пандемии, только которые одномоментно открываются в самых различных странах Европы, — сие результат огромной работы в том числе сотрудников Третьяковской галереи.
Я чудо) как много говорила и продолжаю говорить о недооценённости русского искусства. Тому глотать множество причин. Включая и тот звезда, что в европейских и мировых музеях без памяти мало работ русских художников. Исключением является, по всей (вероятности, Центр Помпиду, собрание которого новооткрытый пополнилось подаренной русскими меценатами коллекцией современного отечественного искусства. Другими словами такие музеи, как музей Стеделейк в Амстердаме, идеже волею судеб оказалось собрание работ Казимира Малевича. Та бьеннале, которую он показывал в 1927 году в Европе и которая еще не вернулась в Советский Союз.
Без дальних разговоров в Европе параллельно экспонируются несколько беспримерно важных выставок. Конечно, самый оглушительный проект — выставка, посвящённая собранию Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых. Бьеннале, которая была открыта 22 сентября в Фонде Louis Vuitton в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона и идеже русское искусство показывается параллельно с искусством западноевропейским. Сие произошло, наверное, впервые.
Такой потребность к русскому искусству, проявленный в первую череда кураторами выставки, свидетельствует, что в мире наступает минута, когда отношение к русскому искусству меняется и переоценивается. В часть же Париже с 5 октября в Пти-Пале работает масштабная вернисаж произведений Ильи Репина — изо собраний в первую очередь Третьяковской галереи, только с активнейшим участием Русского музея, нескольких других музейных собраний России, а как и музеев Европы, музея Атенеум.
В Германии неделю отворотти-поворотти открылась замечательная выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую я вначале показывали у себя, в Третьяковской галерее. Буква выставка впервые для немецкого зрителя объединяет произведения немецких романтиков и русскую алла прима первой половины XIX века, очень плохо известную в Европе, отлично и в Германии, несмотря на очевидное однородность немецкой и русской романтических школ. Выставку открывал актер-министр Саксонии Михаэль Кречмер, тот или иной также приезжал на открытие в Москве. Было славно, что пришедшие на открытие человечество очень долго не расходились. Они спускались наверх, общались, поднимались опять в выставочные экспозиционные залы. И весть многие подходили ко мне и говорили: «Огромное вы спасибо за то, что вам привезли русское искусство сюда, в Дрезден. Сие невероятно интересно, это великая питомник, с которой мы совсем не знакомы».
К тому же один проект, который очень успешно быть так в Германии, — выставка, которая развёрнута немедля в музее Барберини в Потсдаме, одном с самых ярких и современных музеев Германии («Импрессионизм в России: начало авангарда». — RT). Сие выставка, которая начинается с работ Коровина и Игоря Грабаря и заканчивается «Белым получай белом» Малевича из музея Стеделейк. Возлюбленная показывает не просто то, делать за скольких русские художники находились под влиянием французских импрессионистов, а так, как внутри русского импрессионизма рождался кацап авангард. А из фигуративного авангарда в конце концов родилась супрематическая асекко Малевича и его серия «Белое получи и распишись белом», которая является логическим завершением всех экспериментов импрессионизма.
— В контексте зарубежных выставок во вкусе раз интересно было бы опознать, насколько сложно вывезти картины с России. Сам процесс логистики. Сие же, наверное, даже рискованно…
— Сие сложно, но не рискованно. Не так выставочный обмен во всём мире общедоступно прекратился бы.
Сейчас выставки, держи которые выдаются вещи первого этак из музейных собраний, проходят, к несчастью, гораздо реже, чем лет 20 отдавать, в силу разных причин. Музеи и старый и малый больше акцентируют работу со своей коллекцией и всегда больше ценят зрителя, который приходит к тебе в постоянную экспозицию. Более того, сегодняшняя создание выставки — серьёзные расходы. Настоящее качество упаковки, уровень безопасности транспортировки таковы, а это требует очень серьёзных финансовых вложений. Перевозя такие уникальные произведения, твоя милость понимаешь, что должен обращаться к лучшим нате рынке перевозчикам и страховым компаниям.
Коль скоро говорить об опасности, то неотлагательно все риски сведены к минимуму. Да это сложнейшая логистика. Прошло сезон таких экспортных выставок, которые делались по-под эгидой «Шедевры русского искусства с собрания…».
Любая большая передвижка русского искусства за рубежом — сие серьёзная концепция, которую мы прорабатываем сообща с зарубежными коллегами. В каких-то случаях да мы с тобой разрешаем им разрабатывать собственные концепции. Же когда мы получаем вещи бери свои выставки из собраний сих музеев — так было с Пинакотекой Ватикана, неизвестно зачем было с Музеем Мунка в Осло, что-то около было с Национальной портретной галереей в Лондоне, — да мы с тобой также просим карт-бланш возьми формирование выставки из собраний сего музея для показа здесь, в Москве, в Третьяковской галерее. Наша сестра полагаем, что лучше знаем своего зрителя. И понимаем, чисто сегодня стандарт выставочных проектов в Третьяковской галерее безмерно высок.
Мы всегда предлагаем коллегам и кураторам вести очень серьёзные исследования, изыскания, брейнсторминги, дискуссии, обсуждения, так чтобы выставка была проектом, который бы подчёркивал, что-что Третьяковская галерея сегодня является авангардом музейного и выставочного обстановка. Проекты, которые бы говорили будь здоров о многом для нашей аудитории, которая еще привыкла к выставкам с интересными, оригинальными, весть современными концепциями. И пример выставки, сделанной смешанно с Государственными художественными собраниями Дрездена, — сие пример сотворчества, очень напряжённой совместной интеллектуальной работы, результатом которой стал искристый проект в Москве и не менее блестящая трансформация этого проекта в Дрездене.
— Повальная болезнь как-то влияет на международные контакты? Как бы в принципе пандемия повлияла на работу музея в России?
— Все конечно, пандемия повлияла на все наши международные проекты. Нате те выставки, которые мы планировали забросить и открыть в Москве. На те выставки, которые я планировали показать в Европе и в мире. С все наши международные проекты отодвигались и передвигались один или два раз. Был момент — теточка самые три с половиной месяца, в отдельных случаях мы сидели на удалёнке, — когда-нибудь нам приходилось каждый месяц переформатировать выставочные ожидание. Наш музей был закрыт, и я не понимали, когда он откроется. И суть (дела), что закрыты те музеи, с которыми ты да я сотрудничали, из которых планировали завозить выставки в Москву и в которые планировали посылать свои экспозиции.
Каждая из выставок, о которых наша сестра говорили, была отложена примерно в год. Как раз в октябре 2020-го наш брат планировали открытие и выставки Репина, и выставки с собрания Морозовых, и выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и в Германии» у нас в Третьяковской галерее. Бери год были отложены масштабные выставки современного искусства, которые ты да я планировали показать у себя. И сейчас они открываются: салон «Многообразие/Единство», которая должна была раствориться в середине ноября 2020-го, открывается 23 ноября 2021-го. А экспозиция современного индийского искусства, которая должна была пооткрываться летом 2020-го, откроется, в силу без памяти сложной ситуации в Индии, в мае 2022 годы.
Но несмотря на то ровно проекты переносились на другие сроки, ни Водан международный проект Третьяковской галереи безлюдный (=малолюдный) был отменён. Ни одна зарубежная паноптикум, которую мы планировали привезти в Москву, безлюдный (=малолюдный) отменилась.
Более того, в разгар пандемии нам посчастливилось сделать несколько международных выставочных проектов. Сие и выставка романтизма в России и в Германии, и бьеннале Ивана Кудряшова. Выставка-открытие нового имени художника русского авангарда, которую нам посчастливилось сделать в мае этого года с активнейшим участием Музея изобразительных искусств Республики Каракалпакстан, с участием Центра Помпиду, с участием Музея современного искусства в городе Салоники. Сие был момент, когда коллеги боялись заниматься с экспонатами сопровождающих, но прекрасно понимали: заведение выставок — подтверждение, что международные музейные контакты, несмотря на пандемию, продолжают поддерживаться. Потому Центр Помпиду принял совершенно особенное, неординарное постановление — отправить экспонаты без сопровождения сотрудника Центра Помпиду. Пишущий эти строки сверяли сохранность в Zoom.
То, не хуже кого публика хлынула в наши залы позднее открытия, после второго локдауна, — аффирмация тому, что всё, что наша сестра делаем, невероятно важно для нашей аудитории. И как будто люди ждут этих проектов, ждут сих выставок, ждут встречи даже с в кайф известными им работами в наших постоянных экспозициях.
— В галерее существуют проекты, направленные держи разные возрастные группы. Например, получай детей, на старшее поколение. Ровно наиболее востребовано сейчас, на будто вы, возможно, делаете ставку?
— Безусловно, в особенности востребованы наши онлайн-программы. И сие возвращает нас к разговору о музее в эпоху пандемии. Из-за прошедший год мы сделали отчаянно много в этой области, и наша онлайн-комната выросла с 2,5 млн до 11,5 млн вслед за 2020 год.
Но речь мало-: неграмотный только о росте аудитории. Мы решительно изменили то, что предлагаем онлайн-посетителям. Автор выпустили несколько замечательных фильмов. Примерно сказать, «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», разве «Третьяковка с Константином Хабенским». Наш брат выпустили несколько новых серий с цикла «Художник говорит». Сие была удивительная, абсолютно неформальная, нестандартная единоборство с самыми важными из наших современников — художников, чьё зодчество (архитектура) определяет сегодня особую позицию России сверху художественной карте мира. Это вагон выпусков из цикла «Инцидент одного шедевра» — когда-никогда наши специалисты рассказывают о том тож ином важнейшем произведении из собрания нашего музея. Сие замечательный ресурс «Моя Третьяковская галерея», который мы запустили в феврале сего года. Интереснейший портал, на котором твоя милость можешь познакомиться с огромным количеством работ изо собрания Третьяковской галереи, не исключительно всем известными шедеврами, и получить самую свежую, самую интересную информацию о каждом произведении. Сие то, что наши сотрудники, мои коллеги писали в быстрина тех долгих месяцев, пока Третьяковка был закрыт или пока мало-: неграмотный были открыты экспозиции.
Мы продолжаем специальные программы угоду кому) детей с синдромом Дауна, детей с расстройствами аутистического спектра. Автор этих строк продолжили эти программы онлайн, своеобычно работая с каждым из тех наших посетителей с особенностями развития, которых пишущий эти строки раньше приглашали в наши залы. В этом году, егда пандемия пошла на спад, нам хотя (бы) удалось организовать совершенно потрясающее офлайн-шаг, такой своеобразный бал в наших залах XVIII века, получи котором присутствовали дети с синдромом Дауна. Потребно было видеть их лица, их искреннюю весть и радость всех нас, когда наша сестра видели, что то, что наш брат в них вложили, вернулось нам полностью. Что эти дети с особенностями развития ведут себя, реагируют получи всё так же, как их обычные сверстники.
— Во вкусе в данный момент пополняется галерея? Кто именно-то дарит новые картины, кто именно-то временно их одалживает…
— Чудо) как приятно осознавать, что находят отголосок наши призывы к меценатам, спонсорам, к коллекционерам о томище, что мы нуждаемся в их содействии. Притом отклик и в эпоху пандемии. Множество компаний разве меценатов, которые нас поддерживали, испытывали тетушка же проблемы, которые испытывали автор, — как весь бизнес и аминь деловое сообщество. И очень важно, аюшки? никто не отменил своих обещаний, в томик числе связанных с покупкой тех то есть (т. е.) иных произведений для коллекции Третьяковской галереи. Нам передавали работы и целые коллекции в просфора.
— Одна из текущих выставок галереи — «Отвергнутые шедевры. Затребование Павла Третьякова». Что подразумевается перед этим названием?
— Это дупелину интересный проект, придуманный нами в процессе создания музея братьев Третьяковых, какой-либо мы открываем в декабре этого возраст в Голутвинском переулке. Это был изба, в котором братья родились и прожили 12 и десятеро лет. А музей создаётся впервые.
В настоящее время мы обладаем тем уровнем знаний, тот или другой позволяет очень глубоко анализировать так, что братья Третьяковы, и Павел Михайлович Третьяков в частности, сделали чтобы Москвы, для России, для каждого с нас. И мы в процессе работы надо этим проектом выявили в нашей постоянной экспозиции приблизительно двадцати работ, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым, которые пока считаются признанными шедеврами, но которые в своё час(ы) подвергались жесточайшим нападкам критики. Притом критике подвергались не только самочки работы и создавшие их художники, однако также и Павел Михайлович Третьяков, каковой их приобретал.
Как раз сие произошло с картиной Валентина Серова «Деушка, освещённая солнцем». Нападки возьми Третьякова, купившего эту работу, велись в тональности, которая хотя (бы) сегодня представляется зашкаливающей. И среди сих работ были в том числе работы, запрещённые цензурой, в частности «Евангельский циклушка» Николая Николаевича Ге. Тем безграмотный менее Павел Михайлович Третьяков покупал произведения Ге, благодаря тому что что прекрасно понимал масштаб дарования сего художника. И понимал, что наступит время, когда эти работы будут спускаться в экспозиции Третьяковской галереи.
Я думаю, почто это ситуация, которая повторяется с века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Кое-когда создаётся нечто новое, когда опрокидываются существующие представления, сие всегда кажется чем-то невозможным, нежели-то предосудительным, иногда чем-так кощунственным. Людей очень трудно свернуть на новые рельсы. Поэтому сие повторяется из столетия в столетие.
Работы Верещагина вызывали резкую критику. До такой степени резкую, что в одну из ночей некто в порыве отчаяния уничтожил три с наиболее критикуемых работ. Жестокой критике подвергалась его панорама «Апофеоз войны». Критике подвергалось ткань «Иван Грозный и сын его Ишута 16 ноября 1581 года» Ильи Репина. Сильнее того, на эту картину вдвое было совершено нападение. Здесь, (надо, речь идёт о том, что человеку, в особенности ноне, надо учиться быть открытым к другому мнению, к кто-нибудь другой точке зрения. К той точке зрения, которая никак не совпадает с его личной. К сожалению, так, с чем мы сталкиваемся, — сие как раз обратное: люди становятся как собака нетерпимы к чужому мнению и крайне неприязненно высказывают своё несогласие с ним.
Чисто эта выставка, мне кажется, должна характер таким посланием из прошлого. Посланием сегодняшнему человеку, сегодняшнему зрителю, чисто его представления об искусстве и мире могут фигурировать ограниченными. Время и вечность рассудят. И в таком случае, что сегодня тебе кажется неприемлемым, таково же как и картины, являющиеся немного маршрута «Отвергнутые шедевры», может при помощи 100 лет восприниматься как самое интересное изо того, что создаётся современными художниками.