Мая 2012 года. Москва. Борис Гельфанд в борьбе за титул чемпиона мира против Ананда. Фото: Reuters
Один из лучших игроков в мире, кто дал откровенное интервью «видеть».
Я никогда не встречал менеджера, который бы так фанатично любил шахматы. Гельфанд-это человек, который добился в свои 48 лет, почти все. Он является победителем нескольких турниров, постоянный участник розыгрыша мировой короны, но пять лет назад он, казалось, сделал невозможное.
В 43 года Березовский выиграл битву, и зашел в игру жизни, с чемпионом мира Вишванатаном Анандом. Классическая часть матча завершилась в 6-6 галстук. К сожалению, для Гельфанда, он проиграл в Тай-брейке…
Родился в Минске и эмигрировал в Израиль, он принес всемирную известность в шахматном мире, своим вторым домом. Мало того, после его выхода на матч на первенство мира, вся страна заговорили о шахматах, и после переезда, Израиль стал фаворитом в борьбе за медали на крупных турнирах.
Тот факт, что команда выиграла серебро в 2008 году, бронза в 2010 году, и в течение последних десяти олимпиад, девять (!) раз попал в десятку, — большая заслуга Гельфанд. Но случилось так, что теперь Борис Абрамович, как и две другие известные гроссмейстеры Илья Смирин, Эмиль Сутовский больше не нужен своей команде. С этой темы и начался наш разговор.
МЕНЯ ВЫГНАЛИ ИЗ КОМАНДЫ
Честно говоря, я не совсем понимаю, как он пришел к этой ситуации. Вы можете точно подтвердить, что сильнейшие гроссмейстеры Израиля не поедет на Олимпиаду в Баку?
— Да, это так. Тот факт, что наш союз находится под контролем нового менеджмента. Придя к власти, Даниил порат и Borochovsky Гиль. Эти люди, как правило, новичок в мире шахмат. Участие в Олимпийских играх и профессиональные шахматы вообще были понижены в списке приоритетов на одном из последних мест. Понятно, что меньше места, чем поездка в Порате на конгрессе ФИДЕ.
— Когда все началось?
— После прошлогоднего чемпионата Европы в Исландии. Когда пришел к власти только Порат, и он сразу сказал, что бюджет должен быть распределен очень тщательно, нужно экономить на всем, начиная с главной командой. А значит, чтобы отправить в Рейкьявике одну из лучших команд в мире, Минфин не дает. Кроме того, игроки так легко, говорит, что даже трудно представить.
«Вы являетесь признанным игроком. И это может быть трудно?
— Жесткость? Мне сказали пройти только сильнейшие команды, назначен уважаемый капитан Алекс Каспи, и не позволит игрокам отброшены по прихоти чиновников. Так они выкинули из команды и меня. Они придерживались позиции, что они имеют силу, как они решат, так и будет, но мы игроки — нет. Те, кто не согласились на ультиматум, был исключен из команды и замена игроков по своему выбору.
— Вы пытались скомпрометировать?
— Я пробовал. Предложили даже бесплатно, мы с молодыми людьми, дал им опыт. Но они отвергли его, придумывая что-то новое, но не будет отправлять сильнейший состав на Олимпиаду. В то же время, я был все время зная, что вы можете пойти, а остальное поставили на место.
— Так в чем причина? Что делает г-н порат?
Они объявили, что четыре причины того, что я из команды, каждая из которых противоречит другому. Во-первых, у них нет денег. Во-вторых, чем это для них дело принципа, чтобы дать мне условия не лучше, чем Бакро (французский язык является одним из самых сильных гроссмейстеров, но не участвовать в Олимпийских играх. — Это прим. «СЭ-компанией»)…
— Подожди, подожди, а что насчет бакро?
— Я не понимаю. Почему они выразили в прессе это имя неизвестно. В-третьих — я дал интервью казахской прессы, которая им не нравится. Четвертый день, 20 июля, все ведущие шахматисты страны отправили письмо, что в связи с тем, что я якобы настолько глубоко оскорблен г-н Порат, Борис Гельфанд-из команды навсегда. И если Илья Смирин, Эмиль Сутовский имеет право помилования, но не прошу прощения у этого господина, то путь в национальную команду, я приказал.
— Какой театр абсурда. Так что теперь?
Нет. В Баку поедут ослабило команду. Мы в Федерации не нужны. И если Израиль будет «посеян в соответствии с седьмой старт рейтинга», то сейчас бы в 22. Понять сознание тех, кто сейчас у власти в Федерации была образована 50 лет назад. Для них шахматы-это не профессия. Значение международного успеха малого понимаю.
— Может быть, начать революцию и отделиться от Федерации?
— Я представляю свою страну и любители шахмат и другие Федерации не хотят двигаться. Пусть шахматная общественность будет понять, подходит ли она данной ситуации. Что касается г-н Порат, я могу привести пример своей компетенции. Он сказал в прессе, что молодой Карлсен победил на чемпионате мира матч Ананд старых. И мы — Федерация Израиля будет опираться на молодежь. Хотя на нашем месте, назвал игроков, кто вышел в отставку и перешел на тренерскую работу. И вдвойне смешно, что мы говорим об омоложении, Федерация не отправит игроков на чемпионат мира до 20 лет. Я надеюсь, что теперь все готово. Кстати, есть еще одна интересная деталь. Сборная Израиля играла в сильнейшем составе на Олимпийских играх с 1935 г., когда было создано само государство. И сейчас, эта традиция была прервана.
— В общем, если шахматы популярны в Израиле?
— По статистике, после сражения с Виши, количество детей в стране, которые участвуют в шахматы увеличилась в четыре (!) раз. В моем городе Ришон-ле-ционе шахматы, где преподают уроки в 30% детских садов и школ. Моя дочь Авиталь учился в шахматы в этой программе на 3 года, и регулярно участвует в чемпионате города среди школ. Несколько недель по этой программе будут обучаться и мой младший сын каши.
НЕ СМОГ ПЕРЕЖИТЬ ПОБЕДЫ
— К памятным борьбы. После победы в седьмом матче, вы стали фаворитом матча, но в пух и прах проиграл восьмой. Часто мучают кошмары?
— Конечно, я помню о ней, идти некуда. Это очень важный урок в жизни, и очень болезненно. И я сделал это, да, конечно, вы должны признать, что я ошибся в своей победе на день раньше, я не мог, к сожалению, выжить. Конечно, если не споткнется, это будет хороший шанс стать чемпионом мира. Но в целом игра оставила приятные воспоминания.
— Как вы пришли к этой битве! Это здорово, чтобы служить, в суд в возрасте 43 лет, когда шахматы, намного моложе. Несмотря на то, что вы выиграли Чемпионат мира. Но есть в истории шахмат немало известных гроссмейстеров, которые не прошли отбор. То, что ты сделал это, ты не польщен?
— Я всю жизнь шел к этому. Для меня это была главная цель. Может быть, сейчас молодые игроки стоимости. Все годы с тех пор, когда я понял, что я стал шахматным профессионалом, я работал ради этого момента, в том числе о времени и сражения, которые не были реализованы. Поэтому мы можем смело сказать, что это большой шаг в его карьере.
— Спустя годы, скажите честно, что вы думаете, что в тот момент, когда ты победил Александра Грищука, и понял перед матчем с Анандом?
— Конечно, это неописуемый восторг, но внешне я была очень спокойна. И очень большое удовлетворение, учитывая тот факт, что партия, которая считается одной из лучших в жизни. Ну, конечно, тот факт, что уверенно начали матч и не в той или иной мере пересмотреть. Праздничный ужин с друзьями после победы, я до сих пор помню в деталях.
— Шахматы бедные люди. Единственный шанс заработать приличные деньги в борьбе за мировую корону…
Честно говоря, в свое время никогда не думал о деньгах. Вы знаете, шахматы-это вещи, находящиеся в обладании. И если вы мечтаете о стабильном доходе, то вам нужно выбрать другую профессию.
Вы прошли долгий путь классического Советского ребенка, который был в шахматном клубе. Какие воспоминания из детства отложился в первую очередь?
— Я часто вспоминаю вечеринку вместе со своим отцом. Я до сих пор после этой победы участников в интервью сказал, что мне жаль, что папа не дожил до этого момента. Он был моим самым большим поклонником. Поэтому, когда я потерял его, горько заплакал. Помню вкус этих слез. Не забывайте, что я отругала бабушка. Мы пошли в школу в мой первый тренер Эдуардо Zelkind. Так, я всегда делала замечания, когда я вышел из партии, конечно быстро, и пошел посмотреть на других досках. Бабушка обратилась к тренеру, чтобы взять меня обратно на стол, и я буду продолжать думать. Ну, он ответил, что, хотя Боб работает, он придет на лету гораздо больше, чем сидя перед противником. Трудно поверить, но я в детстве играл очень быстро.
— Родители не пытались забрать у профессионалов?
— Нет, я полностью понял. Конечно, я думаю, ты должна заставить меня «ботаником», но потом понял, что я был полон решимости идти по этому пути, и мне только помогло.
— Очень тяжело было в школе? Игроки никогда не жаловались, дети часто издеваются, говорят, «ботаник», в очках, Гранд-мастер.
— Нет, она была очень гладкой. У меня были друзья во дворе, вышел из класса. Дело в том, что я говорил, в частности, с теми, кто участвует в шахматы. Мы были в одной группе. И после этого играть так хорошо вместе, были на их пути, чтобы играть в футбол и другие игры.
КОГДА Я ИГРАЛ СМИРИНА
— Вы и в Советской Армии успел отслужить. Было страшно?
Да, не самое приятное времяпрепровождение. Расскажу несколько историй. В окрестностях Минска, который был нашим Спортлото. Я первый раз зашел в казарму, а там сидит сержант боксер. В казарме никого, кроме него, он смотрит на меня недоброжелательно и спросил: «шахматы?» Ответ утвердительный. «Еврей?» Я снова киваю головой. «Хорошо, следуйте за мной». Показывает меня в комнату и закрывает дверь.
Я думаю, что все — убивать произойдет. И он сказал: «деберц (популярная карточная игра среди игроков) играть?» Я опять киваю, но понимаю, что жестокого обращения не будет. Получается, что сержант хотел играть, и я научился и знал, что лучшим игроком в шахматы не тянет.
— Учил?
— Старался как мог. В общем с боксером, который наладил хорошие отношения. От него зависело, если мы уезжаем в город, где мы действительно хотели сделать. Б В отличие от любой другой, мы просто ходили в шахматный клуб. В компании было четыре из нас, игроков. Кроме меня — Илья Смирин, и два брата, Валерий и Дмитрий Атлас. Вот мне и близнецы легко отпустили, и как Смирина, и всерьез, как не любил. С нами, в город, и средняя Смирина, для кухни. Илья очень жаль, и я сидел на нем играть с сержантом. Победитель — победил Илюша.
Я обычно даю большую фору сержант — две ладьи, но все-таки победили, и теперь он на вершине, он просит еще и лошадь. В принципе никакого риска, кроме выходных Смирина, но для того, чтобы завоевать благосклонность товарища бы. Сторона, которая не помнит, но я знал, что достаточно концентрации противника, за пять минут. И так же, как в «1001 ночи» рассказывали, качели и урожай замененных частей. Илюшенко был спасен.
Что еще было интересно на предприятии?
— Валера и Дима Атлас были сержанты, а мы — неисполнительных членов. Когда я собирался уезжать, вы должны быть осторожны везде, куда я пошел строгие патрули. И мы знаем, Smirenim не ходил в строю, двигаясь небрежно, на километр, может быть остановлен, и обратно отправить. Так Валера и Дима, мы очень плакали и расходы на линию. Илья, когда мы преступили предел для клуба, они сразу же указали на место. «Ты в большой армии», — сказал он с восторгом, — и вот мы с командой Зефир, потому что мы хозяева, а вы только KMS, так быстро расставлять фигуры и запустить часы.»
ГВАРДИОЛА РАЗБИРАЕТСЯ В НАШЕЙ ИГРЕ
— Я знаю много известных людей, как очень яростно болеть за определенный футбольный клуб. Но как вы беспокоитесь о Барселоне — это нечто! Где эта любовь? Почему иностранные команды, и не скажешь, минское «Динамо»?
— В советский период международного футбола, где мало что можно увидеть. Но иногда все-таки что-то увидеть, и удалось. Для меня неизгладимое впечатление от финала чемпионата мира в 1978 году, когда Аргентина встречались в Голландии. И вот когда я влюбилась в оранжевый. Тогда моим кумиром был Летучий голландец Йохан Кройф. И так-самый известный в Европе клуб «Барселона», которую тренировал одну команду. И еще, я болеть за все команды, которые имели отношения с этим великим мастером: сборная Голландии, «Аякс», «Барса». Может быть, поэтому я так завелся про конфликт с шахматной Федерацией Израиля. Это связано с командой.
Почему?
— Самое главное, учил он, это основа любой клуб, любая команда спортсмен, а не чиновник, задача которого-обеспечить спортсмену условия. Это был главный принцип голландца, что он сам в свое время ушел из Барселоны. У меня много того, что он узнал. Самое главное, чтобы иметь и сохранить свой стиль. Те же голландцы, той же Барсой играть без каких-либо сопоставимых по футболу, и я также стараюсь делать в шахматах.
— Самая сложная игра в виде поддержки?
— Чемпионат мира-ЧМ-2010. Так что сердце разрывалось на куски. С одной стороны — любимый-оранжевый, с другой — почти все «Барс» в полном составе. Я в сердцах махнул рукой — пусть лучший победит.
— Ты не хочешь встретить свою любимую команду? Вот чемпион мира Магнус Карлсен сделал символический удар в начале матча любимого «Реала»…
— Была такая идея, когда работала команда Гвардиолы, но это не. Все-таки, шахматы-это больше интересно для тренеров. Мы знаем, что многие выдающиеся наставники, которые хорошо разбираются в наших играх, и Гвардиола-один из них. Лобановский, Бенитес, Венгер, Бышовец, Владимир Гаджиев — этот список можно большой сделать. Известный факт, что Гвардиола читать книгу Карлсен общался с Каспаровым.
— Говорят, что тренеры, которые руководили сборной Советского Союза на Олимпиаде в Сеуле в 88 Анатолий Бышовец и Гаджи Гаджиев долго не разговаривали друг с другом…
— Да, и начал общаться в матче Гельфанд — Ананд. И Бышовец был болеть за Виши, и г-н Гаджиев для меня. И я был очень рад, что пришли два знаменитых тренера на бой и налаженные отношения.
— Кстати, тот матч был еще один друг, известный человек, » Тимур Шаов. Если я не ошибаюсь, он является особенным для вас, поэтому написал песню «Ах, только если вам действительно нужно душить, чтобы Ананда,» ты принимаешь меня».
— Да, есть такая песня. К сожалению, она не вошла в альбом Тимура, но иногда я слушаю его, и это поднимает настроение. Песня очень остроумный, Шаов — большой талант, и капитан чемпиона Молдовы шахматный клуб «перфект». Он часто приезжает ко мне в гости в Израиль.
Кирилл ЗАНГАЛИС, Спорт-Экспресс
Борис Гельфанд
Родился 24. Июня 1968 года в Минске.
В шахматы начал в возрасте шести лет.
Чемпион СССР 1985 среди юношей. В 1989 году вошел в десятку лучших игроков в мире. В том же году получил звание гроссмейстера. Победитель шахматной Олимпиады в 1990 году в Советском Союзе.
Для участия в бою за титул чемпиона мира в 2012 году проиграл Вишванатан Ананд на Тай-брейке со счетом 7,5:8,5.
Победителем турнира в Вейк-АН-Зее (1992), выпускников (2011), «Гран-При» в Лондоне (2012), «Гран-При» в Париже (2013), Мемориале таля (2013), Мемориал Алехина (2013). Победитель Кубка мира (2009). Участник 11 олимпиад. За свою карьеру выиграл более 30 турниров.
С 1998 года в международных турнирах, является Израиль. Выполнил более 2500 партий на шахматной доске.
Текущий рейтинг ФИДЕ: 2743 (19).