На Евро-2016 в составе сборной Украины может играть трое футболистов из российского чемпионата
Віктор
Марушенко
iPress.ua рассуждает о том, имеют ли моральное право выступать за сборную Украины футболисты, которые переехали играть за российские клубы.
Футболіст ФК "Кубань" Євген Селезньов Фото:footballtransfer.com.ua
"Футбол вне политики!" — єта фраза успела стать таким же клише как "игра была равной", "недооценили соперника", "во всем виноват судья" и т.д. Среди людей принято думать, что интеллектуальный и коммуникативный уровень футболистов не слишком высок. Вспомните хотя бы известный анекдот: "Было у отца два сына. Один умный, а второй футболист". Однако, "футбол вне политики" — на самом деле фраза, которую следует расценивать не как "отмазку" бестолкового человека, а как возвышение себя и своей профессии. Иными словами это должно звучать так: "Есть мы, а есть все остальные. И нам важно, что эти нищие людишки с кем-то там воюют. У нас есть деньги, дома с трехметровым забором и открыта виза на случай, если нужно будет выехать".
Именно так должен искренне и правдиво звучать ответ Евгения Селезнева, когда на этой неделе журналист издания "Депо" позвонил футболисту и поинтересовался мотивом перехода того в российскую "Кубань". На вопрос, "считает ли Селезнев уместным выступать за команду из страны-агрессора", игрок, как "Отче наш", отчеканил заученную фразу "Футбол вне политики", а потом начал жаловаться на свою нелегкую судьбу, мол, надо семью кормить, детей одевать.
"Я играю в футбол. Хорошо, давай, кто меня там критикует пусть он создает команду, кормит моего сына, удовлетворяет все мои потребности и создает такой уровень чемпионата, который мне понравится … Я говорил уже всем подряд и не раз, что я — аполитичный человек. Для меня политика — это дремучий лес. Я иногда думаю об этих вещах, что ни я, ни ты никак не можем повлиять на действия определенных людей, которые находятся выше нас. Я не говорю, что я сделал плохо или хорошо. Выбор, который я сделал, был в пользу футбола. Не в пользу Украины, России, Америки и др. я выбрал спорт. Для меня футбол — это жизнь. Все", — заявил в интервью Селезнев.
Евгений Селезнев радостно позирует с футболкой российской "Кубани" Фото: ФК Кубань
Позиция Селезнева проста и понятна. На самом деле ни один журналист, в частности автор статьи, не имеет права критиковать чью-то жизненную позицию. Каждый человек имеет право делать выбор, который будет лучшим для него и его семьи: лезть в окопы или выехать за границу.
Однако, господину Селезневу и другим "вне политики" нужно было бы объяснить, что:
1) политика — это когда, например, сидит Порошенко с условной Меркель и выражают "беспокойство" и это слово неуместно к тому, что мы имеем на Донбассе. Там идет ВОЙНА, а не "политика".
2) Позицию (перефразируя) "Меня не интересует война" НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ ФУТБОЛИСТ СБОРНОЙ УКРАИНЫ. Маляр-штукатур Иван на ремонтах в Москве может так считать, но человек, который представляет свою страну среди миллионов людей, такого права не имеет. Нельзя сидеть на двух стульях. Поэтому Селезнев-человек может жить в России, не интересоваться войной и хотя бы фотографироваться с флагом России. Это нормально и это одна из основ цивилизованного мира — иметь право на свою позицию. Однако, Селезнев-игрок сборной Украины такого права нет. И как бы Евгений не пытался объяснять, что он вне политики, надев футболку с трезубцем, он автоматически становится частью не страны, а именно государства как политической единицы. Футболка сборной — это то же, что форма полицейского, военного или любого другого представителя государственного аппарата. И так же как полицейские, пожарные или военные, игроки сборной Украины получают премиальные из государственного бюджета.
Чем отличается Селезнев от, скажем, бывшего начальника винницкой милиции Шевцова, которого уволили за пророссийские симпатии? Почему Шевцову нельзя, а Селезневу можно? Почему полицейский, военный, врач, преподаватель не может быть "вне политики", а футболист национальной сборной может?
Селезневу нужно было определиться, кто он: аполитичный человек, что не признает границ и любых барьеров между людьми во всем мире, или представитель государства (политической единицы), что накладывает определенные ограничения в действиях и взглядах.
И если этого не способен понять Селезнев, это должен осознать тренер сборной Михаил Фоменко. Однако, что мы видим вместо этого? Фоменко отказывается от комментариев. Можно было бы подумать, что наставник просто не хочет поднимать шум в прессе. Однако, 15 марта становится известно, что в сборную приглашен еще один футболист, который поехал за длинным рублем в Россию — игрок "Рубина" Андрей Пилявский, который также сделал свой осознанный выбор в пользу РФ этой зимой. Добавим к этой компании игрока "Уфы" Александра Зинченко, который недавно признался, что мечтает выступать за московский "Спартак" и получаем ситуацию, когда, теоретически, из 11 игроков сборной на поле могут выступать трое представителей российского чемпионата.
Андрей Пилявский Фото: football.ua
А теперь представьте как на ЕВРО-2016 иностранный футбольный комментатор зачитывает для иностранной аудитории состав команды на матч: "11 номер — Евгений Селезнев — форвард — игрок российского клуба "Кубань", 21 номер — Андрей Пилявский — защитник — игрок российского клуба "Рубин";
Как потом объяснить этим миллионам иностранцев, что Россия — это агрессор, а война в Украине спровоцирована Россией, а не является гражданской — в чем так активно убеждает мировую общественность российская пропаганда?
"Да у вас половина сборной играет в России, как она может быть агрессором?", — удивятся иностранцы.
Найдутся и те среди нас, кто спросит: "А что Селезневу оставалось делать? "Днепр" разваливается на глазах, как и весь украинский чемпионат. Зарплату не выплачивают. Среди команд с деньгами остались только Динамо и Шахтер, и те сокращают бюджеты. Куда же идти?"
Чтобы ответить самим себе на этот вопрос, нужно понимать реалии украинского футбола, которыми он жил последнее десятилетие. Из-за лимита на легионеров, украинским футболистам были созданы тепличные условия. В чемпионате с низким уровнем спортивной борьбы, кучей "договорняков", где можно было играть в пол силы, матчами один раз в неделю и огромными зимними паузами футболисты продолжали получать зарплаты иногда выше, чем в ведущих европейских лигах. Конечно, это не проходит для психики и ментальности бесследно. Зачем "лезть из кожи" в условной Бундеслиге, когда здесь платят больше, а работать надо меньше? Именно поэтому большинство наших спортсменов были ментально не готовы к такому "облому", который произошел с украинским чемпионатом. За границу выехали единицы, как-вот Коноплянка, и сразу почувствовали разницу в требованиях к себе. Другие же продолжают искать варианты "чтобы было как прежде".
Евгений Селезнев — форвард хорошего европейского уровня. Поэтому в его оправдание: "надо было кормить семью" совсем не верится. Это не тот человек, который не имеет выбора (в отличие от маляра-штукатура Ивана — см. выше). Игрока такого класса, финалиста Лиги Европы и еще и за мизерные деньги трансфера мечтали бы в себя видеть половина клубов Европы. Однако, Евгений выбрал другой вариант — знакомые пенаты, где деньги огромные, а требования мизерные. Кроме того, подобная ментальность, отсутствие языкового барьера и других бытовых проблем, с которыми может столкнуться человек, например, в Германии. Это был сознательный выбор. Так ему и его семье было удобнее. И это, пожалуй, нормально. Однако, никакие наши поступки не проходят бесследно. Открывая для себя одну дверь, мы закрываем другие. И для Селезнева, Пилявского и других, кто сделал свой осознанный выбор в пользу России, дверь в сборную должна автоматически закрыться.
Слова:
"Прошу всех украинских футболистов, не едьте служить в лоно врага. Отказывайтесь от предложений.
По крайней мере, если бы мне предложили переехать в Россию, я бы точно отказался. Некорректно сейчас работать на благо врага. Вот Евгений Селезнев трудоустроился в Кубани. Пожалуй, важную роль сыграли деньги. Я не критикую Селезнева, но на его месте я стопроцентно бы отказался от переезда в Россию. Понимаю, что в Украине дело не лучшие. Но можно найти другую страну и обойти Россию", — Йожеф Сабо, известный в прошлом тренер "Динамо" и сборной Украины.
"Я считаю, что раз они туда поехали (в Россию, ред.), то назад, в Украину, их уже не нужно впускать. Таких людей, конечно, много. Надо дать ему (Андрей Богданов — украинский футболист, перешедший в "Ростов") депортацию из страны — и все. Что он за футболист такой? Он не может играть в Украине или что? Я не понимаю. Чехия, Беларусь — поезжай куда-нибудь, только не в Россию", — Олег Лужный, известный в прошлом игрок "Динамо" и "Арсенала" (Англия).
Виктор Марушенко,
журналист iPress.ua