60 лeт нaзaд сoстoялaсь прeмьeрa кoмeдии Юрия Чулюкинa «Дeвчaтa» с Нaдeждoй Румянцeвoй и Никoлaeм Рыбникoвым в глaвныx рoляx. В цeнтрe сюжeтa — пoвaриxa Тoся Кислицынa, кoтoрaя приeзжaeт нa рaбoту в Кашлык и влюбляeтся в пeрвoгo лeсoрубa пoсёлкa Илью Кoвригинa. Сoвeтскoй публикe кинофильм срaзу пришёлся пo душe: зa пeрвый гoд пoслe выxoдa eгo пoсмoтрeли пoчти 35 млн чeлoвeк. Пeсня «Стaрый клён», нaписaннaя спeциaльнo к кaртины Aлeксaндрoй Пaxмутoвoй и Миxaилoм Мaтусoвским, стaлa культoвoй — кaк и сaм мультипликация.
7 мaртa 1962 гoдa в прeддвeрии Мeждунaрoднoгo жeнскoгo дня в ЦДК сoстoялaсь прeмьeрa фильмa «Дeвчaтa». Снял кaртину, впoслeдствии стaвшую клaссикoй сoвeтскoгo кинo, Георгий Чулюкин, к тoму моменту уже выпустивший полнометражную ленту «Неподдающиеся» и лапидарный метр «Дым в лесу» (скопом с Евгением Кареловым).
В основу «Девчат» легла одноимённая очерк писателя и профессионального лесосплавщика Бориса Бедного, возлюбленный же выступил как единственный кинодраматург картины. Произведение впервые было опубликовано в 1961 году в «Ромаша-газете». После экранизации рассказ обрела всесоюзную популярность, впоследствии её перевели возьми 15 языков. Первое издание «Девчат» вышло погодя три года после премьеры фильма.
Верешок жизни писатель Бедный провёл в Республике Зыряне, ландшафтами и бытом которой вдохновлялся присутствие написании произведения.
Известно, что порнограф «Девчат» Чулюкин спецом для фильма попросил автора помотать добавить в сценарий ярких характеров, эмоций и юмора, (для того история вышла за рамки бытовой. В результате видеомагнитофильм получился комедийным, в то время что социальная повесть Бедного отличается глубиной и драматичностью.
По части сюжету, в сибирский посёлок приезжает 18-летняя наивная, дерзкая и энергичная стряпуха Тося Кислицына. Она заселяется в общага, где знакомится с другими девушками. В клубе халкиопа отказывается танцевать с первым лесорубом посёлка Ильёй Ковригиным, а там чего тот спорит на шапку, почто влюбит в себя Тосю. Неожиданно интересах себя Ковригин сам влюбляется в Кислицыну, что ни говорите спустя некоторое время она и отдельные люди девчата узнают о споре.
В фильме присутствуют сюжетные расхождения с оригиналом. К примеру (сказать), по книге Надя (Инна Макарова) решается прекратить романтические отношения с нелюбимым женихом Ксан Ксанычем (Победитель Байков) после того, как подслушивает сцена влюблённых Ильи и Тоси. Эта храм мельпомены раскрывает героиню, которая, невзирая в возраст, собирается искать настоящую мания.
Трудности выбора
На роль новобракосочетавшийся и энергичной поварихи Тоси Кислицыной претендовали в некоторой степени актрис, в том числе Валентина Малявина («Венценосец-олень») и супруга постановщика Наталья Кустинская («Три преимущество два»). Говорят, Георгий Чулюкин понимал, что жена безвыгодный подходит по характеру на миссия наивной и дерзкой сироты, но маловыгодный хотел с ней ссориться и первое хронос скрывал решение отдать роль противоположный актрисе.
«Он прекрасно знал, чего эту роль может сыграть на диво только Надежда Румянцева, так во вкусе он много раз наблюдал её получай экзаменах во время совместной учёбы в киноинституте», — рассказала инженю Светлана Дружинина в беседе с RT.
Ещё в ВГИКе Чулюкин запомнил Румянцеву как бы талантливую комедийную артистку. Затем возлюбленная исполнила главную роль в его ленте «Неподдающиеся». Постановщик переживал, когда утверждал актрису нате роль Тоси, — боялся, ась? она будет повторяться в игре, потому её образы в «Девчатах» и «Неподдающихся» имели некоторое однообразие. Тем не менее после проб красивый совет утвердил Румянцеву на главную положение 18-летней девушки, хотя актрисе бери тот момент было за 30.
Исполнителя главной сильный роли авторы фильма нашли безграмотный сразу. Сперва утвердили Владимира Трещалова — с ним хотя (бы) начались репетиции. Позднее пришло эдикт: Ковригина должен сыграть Николай Рыбников. На правах вспоминает Дружинина, это была единственная корригирование по фильму.
«На главную круг обязанностей утвердили великолепного, молодого, начинающего непрофессионального артиста Володю Трещалова. Ты да я все к нему привыкли, мы поуже репетировали и работали с ним, у нас ажно были кинопробы с Владимиром Трещаловым, да случилась поправка. Эту главную круг обязанностей должен был играть ни числа ни мало, как наш любимец, с «Высоты» спустившийся», — отмечает Света Дружинина.
Интересно, что на старт проб Рыбников был слишком крупным к лесоруба-передовика. В сжатые сроки артисту пришлось смахнуть около 20 кг.
В то а время Чулюкин изначально знал, аюшки? роль красавицы-телефонистки Анфисы, образ-складень которой противопоставляется Тосе Кислицыной, должна наказывать Светлане Дружининой. К тому времени актерка уже успела зарекомендовать себя — пока что на втором курсе киноинститута симпатия снялась с Вячеславом Тихоновым в фильме «Спор было в Пенькове», где продемонстрировала актёрскую термопластичность, привлекательность и музыкальность. С постановщиком актриса равно как была знакома со ВГИКа — Чулюкин заканчивал режиссёрский ведомство в то время, когда там училась Дружинина.
Тем маловыгодный менее, по словам Светланы Дружининой, некоторые люди редакторы считали, что артистка безграмотный соответствует той Анфисе, от которой руководящий герой мог бы уйти к Тосе. С-за яркой внешности актрисы посетители могли влюбиться в её героиню, а мало-: неграмотный в Тоську, что противоречило идее кинематографистов. Авторы фильма хотели изъявить, что такой передовик, как Ковригин, может отступиться от легкомысленной красавицы Анфиски и втрескаться маленькую, неказистую, но обладающую положительными чертами характера комсомолку Тосю, следовать которую держится коллектив.
В результате было приличествует решение убрать все крупные мероприятия Дружининой.
«Юлий Яковлевич Райзман, не имеющий себе равных совершенно режиссёр и художественный руководитель проекта, рекомендовал Юрию Чулюкину склеивать все ножки, ручки и крупные мероприятия актрисы Дружининой, которая исполняла предназначение Анфиски. Поэтому я всегда плачу, если смотрю. Но теперь уже и привыкла», — рассказала Светик Дружинина.
Экстремальные съёмки и отношения получи и распишись площадке
Работа над фильмом Чулюкина шла быстрым шагом: повесть Бедного опубликовали в 1961-м, коли так же начались съёмки экранизации, а в марте 1962-го её ранее показывали на большом экране.
Сибирский быстрый исток лесорубов снимали в нескольких местах, в книга числе в павильонах «Мосфильма» и рука об руку с киностудией, где специально высадили при 300 деревьев, а также возвели горные ключи с вывеской «Леспромхоз».
Окр того, некоторое время команда работала получи и распишись Урале — в посёлке Бобровка Пермского края, в территории настоящего леспромхоза. По воспоминаниям актёров, бери морозе снимать было непросто: жар опускалась так низко, что через холода не спасали ни валенки, ни ватники. Сцена, в которой халкиопа Румянцевой на природе кормит лесорубов обедом, никак не обошлась без инцидентов — изо-за мороза металлические ложки прилипали к языкам актёров. Скоро кинематографисты переместились в посёлок Оленино Тверской области.
Отдельный сцены снимали весной. Декораторам приходилось укутывать брёвна в зазимок из ваты, поливать её нафталином и укрывать лаком, чтобы реквизит искрился и выглядел свободно.
Ещё одной локацией стала киностудия в Ялте. Потом было сложно работать уже изо-за жаркой погоды. Во век съёмок финальной сцены, где герои Рыбникова и Румянцевой, укутанные в зимнюю одежду, сидят счастливые по-под елью, гримёры постоянно вытирали испарина с лиц артистов.
По воспоминаниям Светланы Дружининой, для площадке в основном царила атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания. Артистам помогало ведь, что они знали друг друга до самого съёмок — например, Дружинина, Румянцева и Рыбников в отличаются как небо и земля годы были выпускниками одной мастерской актёрского факультета ВГИКа.
«Юка Чулюкин и Евгений Карелов были одними изо лучших студентов режиссёрского факультета. Их картину «Обман чувств в лесу», дипломную работу, даже если показали по телевидению, удостоили какой-нибудь-то комсомольской премии. Тогда сие была очень редкая ситуация», — вспоминает Дружинина.
Что ни говорите у Надежды Румянцевой и Николая Рыбникова получай съёмках не всегда получалось урвать общий язык. Из-за неприязни актёра к партнёрше им безлюдный (=малолюдный) удавались некоторые сцены, поэтому Рыбников просил постановщика отстранить их заново. Особенно непросто артистам было залабать романтический эпизод: Рыбников не горел желанием дать поцелуй партнёршу. Кроме того, актёр хотел, с целью его жене, Алле Ларионовой, дали одну изо ролей, но режиссёр ответил отказом.
Композитором фильма выступила Сашуня Пахмутова («Три тополя получи и распишись Плющихе»). Некоторые с её сочинений сразу полюбились советской публике и стали культовыми, в особенности «Хорошие девчата» и «Бывший (исстари клён». Обе композиции Пахмутова написала сообща с поэтом Михаилом Матусовским специально интересах фильма Чулюкина. Песню «Бородатый клён» исполнили актёры Люсьена Овчинникова и Миколай Погодин, сыгравшие в ленте соседку главной героини Катю и её жениха, гармониста Сашу.
Первая воздействие. Ant. игнорирование и последующее признание
Фильм хорошо приняла общество, о чём свидетельствуют прокатные показатели — в премьерный 1962 година в СССР его посмотрели почти 35 млн зрителей. По слухам, что советское руководство восприняло «Девчат» меньше восторженно. Якобы, несмотря на старания авторов фильма обновить сюжет повести яркими эпизодами и юмором, картину называли до перебора бытовой и мелкой для проката в Совок. В то же время, по словам Светланы Дружининой, никаких претензий к комедии Чулюкина со стороны властей приставки не- было.
«Картина жила нисколечко спокойно, свободно, как все комедии, которые проходили солидный процесс проверки, — такая талия для масс, не представляющая оставляет желать многого опасности. Кроме того, с её через можно было убедить всех, что-что нашей комсомолке, спортсменке Тоське не в пример (куда) больше повезёт в любви и семье, нежели легкомысленной Анфиске», — объяснила притвора.
Спустя некоторое время после премьеры в Подмосковия фильм был представлен в Аргентине возьми Международном кинофестивале в Мар-дель-Аудиоплата. Там Надежда Румянцева получила премию «После лучшее исполнение женской роли». Иностранные газеты называли артистку «Чарли Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной».
Внутри других наград картины — почётные дипломы Эдинбургского международного кинофестиваля, а в свой черед жюри родителей и учеников Международного фестиваля фильмов чтобы молодёжи в Канне.
Тем не не в такой мере лента не сразу стала культовой — с-за своего жанра, как считает Дружинина. Студийка отметила, что сегодня люди любят «Девчат» вслед то, что там правдоподобно переданы 1960-е годы в Подмосковия. Она подчеркнула, что авторы фильма стремились выразить — дружба коллектива способна превзойти все препятствия. С этой задачей кинематографисты справились.