Кaдр из фильмa
Прeсс-службa кинoсeти, в сoстaв кoтoрoй вxoдит 75 кинoтeaтрoв в 28 рoссийскиx гoрoдax (примeрнo кaждый сeдьмoй зaл стрaны), oбнaрoдoвaлa зaявлeниe: в связи с нeпрaвoмeрными дeйствиями сo стoрoны прoтивникoв фильмa Aлeксeя Учитeля «Мaтильдa», прoизoшeдшими в пoслeдниe дни в рaзныx гoрoдax Рoссии, и учaстившимися угрoзaми в aдрeс кинoтeaтрoв рукoвoдствo сeти принялo рeшeниe oткaзaться oт пoкaзa кинoкaртины. Рeшeниe связaнo исключитeльнo с жeлaниeм oгрaдить пoсeтитeлeй кинoсeти oт рискoв, кoтoрыe влeкут за собой публичные показы фильма.
В целом установился период разброда и шатаний. Кто-то из прокатчиков размышляет, как быть: отказываться от «Матильды» или же решать проблему усиления мер безопасности.
Случались ли прежде подобные прецеденты в истории кинематографа страны? С историком кино Евгением Марголитом мы попытались вспомнить аналогичные примеры. Единственное, что пришло в голову, так это ажиотаж, возникший в связи с запретом показа «Андрея Рублева» Тарковского. По словам коллеги, это была картина большой мощи и внутренней свободы, и система не могла понять, в чем дело, но смутно что-то опасное чувствовала в ней.
И до «Матильды» снимались картины о Кшесинской. Первая — «Солистка его величества» Михаила Вернера, появившаяся в 1927 году, где Матильда предстает неприятной особой, доводящей до гибели юную барышню. Одноминутный фрагмент фильма хранится в Госфильмофонде России.
Мы поговорили с директором по маркетингу сети, которая не отказалась от работы с «Матильдой» Алексея Учителя.
— Ваши коллеги отказались от проката фильма. А вы спокойно себя чувствуете? В ваш адрес поступают угрозы?
— Угрозы поступают всем: мы вас подожжем, вы будете прокляты… После них многого можно начать бояться. Но я и мое руководство не видим в этой картине чего-то такого, за что нужно сжигать людей. Это художественный фильм, это наша история. Никакого позора там нет. Есть факты, от которых никуда не уйдешь.
— Вы же понимаете, что дело не в конкретном фильме. На месте Учителя мог оказаться кто-то другой.
— Могли зацепиться абсолютно за любой фильм. В жизни Николая II эта история была, что не помешало причислить его к лику святых.
— От кого приходят письма с угрозами — от частных лиц или организаций?
— В основном от организаций. В разных городах есть группы людей, якобы верующих, которые и высказывают свое недовольство. Но кто они на самом деле, мы не проверяли. Подозреваю, что все идет от одной организации, а потом быстро распространяется по своим сетям. В разные кинотеатры поступают письма практически одного содержания.
— Придется вводить повышенные меры безопасности?
— Как минимум в охрану придется выставлять больше людей, хотя бы на стартовые дни. В торговые центры, где находятся многие кинотеатры, тоже приходят письма с угрозами, что их взорвут, сожгут… Так что все будут усиливать охрану на всякий случай. История не совсем предсказуемая. Мы же понимаем, что это могут быть просто угрозы. Дай бог, чтобы они остались без последующих действий. Если, не дай бог, что-то случится, здесь уже должны подключиться наши правоохранительные органы и начать разбираться с зачинщиками.
То, что сейчас происходит, — по сути запугивание. А это уже статья. Это как звонки о том, что заложены бомбы, поступающие в торговые центры разных городов. В случае «Матильды» угрозы поступают как минимум полгода, и правоохранительные органы давно должны были с этим разобраться. Возможно, что-то и делается, просто мы об этом ничего не знаем. Но угрозы продолжают поступать. Лавочку-то не прикрыли, не нашли самого главного, кто все учинил.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Николай и Матильда: «постельные» сцены из фильма
22 фото