Роман Марченко, старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры»
С 25 октября 2015 года вступает в силу запрет на полеты в Украину для целого ряда российских авиакомпаний.
Среди них такие гиганты как «Аэрофлот» и объявленный на прошлой неделе банкротом «Трансаэро».
Причиной для введения подобных санкции со стороны украинских властей стали несанкционированные полеты данных авиакомпаний в Крым без получения разрешений Госавиаслужбы.
Решение вполне объективное с точки зрения украинского права.
Согласно его нормам и нормам международного права Крым является украинской территорией. Следовательно, российские авиакомпании могли осуществлять полеты на полуостров только с разрешения Киева.
Начиная с 2014 года, Госавиаслужба составила более 5 тыс административных протоколов о нарушении правил полетов над территорией полуострова, а сумма предъявленных штрафов российским компаниям превысила 600 млн грн.
Однако российские авиаперевозчики игнорировали предписания и требования Госавиаслужбы, руководствуясь логикой «Крымнаш». В итоге, Киеву пришлось прибегнуть к введению официальных санкций.
Факт введения санкций со стороны Украины, мягко говоря, возмутил политиков соседней страны. В Москве думали недолго и решили ввести «зеркальные» санкции в отношении пяти украинских авиакомпаний.
Российское небо закрыли для «Международных авиалиний Украины», «Днепроавиа», YanAir, WizzAir и «МоторСич». Санкции ввели в отношении компаний, которые не были уличены в нарушениях правил перелетов в России.
Справедливости ради следует отметить, что для РФ это таки «зеркальные» санкции, ведь в их системе координат Крым — Россия, и именно Украина первой безосновательно ввела санкции.
Примечательно, что под взаимные санкции не попали «Ютэйр» и ее украинская «дочка». Оказавшись единственной структурой, которой не запретили летать, представители «Ютэйр» поспешили заявить, что они намерены увеличить количество полетов по маршруту Москва-Киев.
Подобные планы не нашли одобрения у Арсения Яценюка. Премьер-министр на заседании правительства, которое транслировалось в прямом эфире, заявил, что подобные вопросы должны решаться исключительно по принципу взаимности.
Мол, если запрещено летать всем украинским компаниям, то ни одна российская компания не должна летать в Украину. Правда, взаимность могла быть соблюдена: «Ютэйр» — компания из РФ, «Ютэйр-Украина» — резидент Украины.
Относительно «Ютэйр-Украина» в СМИ появилась информация о продаже этой «дочки» собственниками компании туристическому оператору Anex Tour. Таким образом, судьба перелетов между РФ и Украиной крайне туманна.
Не секрет, что «зеркальные» санкции негативно отразятся на финансовой деятельности украинских авиаперевозчиков. За последнее восемь месяцев 2015 года пассажиропоток на маршрутах Киев-Москва составил 800 тыс человек.
Больше всего пострадают от санкций «Международные авиалинии Украины», которой принадлежит львиная доля украинского рынка авиаперевозок.
Трудности в связи с введением «зеркальных» санкций ощутят и пассажиры, которые будут вынуждены добираться в РФ транзитом через Минск, Стамбул или Ригу. Если раньше перелет из Киева в Москву занимал чуть более часа, то теперь пассажирам придется потратить в три раза больше времени.
Увеличится спрос на услуги перевозок поездами и автобусами.
Отдельные эксперты пытаются поставить под сомнение правильность действий Кабмина по введению санкций. По их мнению, от введения обоюдных санкций Украина больше потеряла, чем приобрела. Такие утверждения вряд ли корректны.
Именно Россия аннексировала Крым и поддерживает военные действия на Донбассе, находясь с нами в состоянии необъявленной войны. Российские авиакомпании прямо нарушают законодательство нашей страны.
Украина не может позволить себе политику двойных стандартов: просить санкций против РФ в мире и не вводить свои. Решение о санкциях правильное и даже запоздалое. Такие меры нужно было принимать еще в 2014 году.
Звучат заявления, что отдельные компании могут подать иск о возмещении упущенной выгоды к правительствам Украины и России из-за введения санкций. Это, конечно, возможно — обращение в суд является правом каждого субъекта — как гражданина, так и юридического лица, считающего свои права нарушенными.
Однако перспективы подобного судебного разбирательства против Украины для истцов крайне низкие. Дело в том, что Украиной при вынесении санкции были соблюдены все юридические формальности: составлены протоколы о нарушении правил авиаперевозок, приняты решения компетентных органов власти.
Российским компаниям весьма проблематично будет доказать незаконность действий Украины. Аналогично рассчитывать, что украинский авиаперевозчик сможет выиграть суд в российском суде против России не приходится.
Думается, авиакомпании будут приспосабливаться к решениям своих государств без обращений в суд и ждать снятия санкций.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.