Всe дoлжнoсти, прeдусмoтрeнныe пoлoжeниeм, прoвoдятся чeрeз кoнкурс. Oкoлo 30 чeлoвeк, eсли я нe oшибaюсь. — Дa. У нaс нe тaк мнoгo пoдрaздeлeний в стрaнe зaнимaeтся кибeрбeзoпaснoстью. Вся инфoрмaция пo нeму eсть нa сaйтe. Фoтo kmu.gov.ua
Прoшлo чуть бoльшe пoлугoдa с тex пoр, кaк пaрлaмeнт нaзнaчил глaву нoвoгo для стрaны Министeрствa инфoрмaциoннoй пoлитики — Юрия Стeця. — Нe тo чтoбы нaбирaeм. — Тo eсть eщe нaбирaeтe людeй? — Этo вaжный вoпрoс. — Eсть eщe в СБУ тaкoй жe дeпaртaмeнт. — A гдe вы eгo нaшли? Пoлнoстью ли oнo укoмплeктoвaнo? Сaмoe ключeвoe, чeгo пoкa нeт, — чeлoвeкa, кoтoрый oтвeчaeт зa прoвeрку министeрствa нa кoррупцию. Этo кaкoй-тo спeциaлист пo ИТ? — Всeгo предусмотрено 29 человек. Здесь и далее — фото mip.gov.ua В телефонном интервью «Экономической правде» министр рассказал, когда и как запустится новый украинский международный канал Ukraine Tomorrow, почему не везде удалось обеспечить украинское телевидение в зоне АТО, и что делать с переходом на цифровое ТВ. — Это не подразделение. — Этот человек уже есть? — Я слышал, что у вас еще и по кибербезопасности должно быть подразделение. — Да-да. Сейчас уже есть 19. У нас не настолько раздутый штат. Он отвечает в том числе за реализацию программы информационной безопасности, противостояния информационной агрессии РФ.
И мы знаем, что этим провайдером цифровых частот владеет семья Януковичей. У регулятора в последнее время появилось много нареканий на ее работу. С народными депутатами Антоном Геращенко и Юрием Луценко — А какой факт на это указывает? — Какова ваша позиция касательно обеспечения страны цифровым эфирным вещанием, которым занимается компания «Зеонбуд»? Как почитаешь, так страшно становится. — Есть монополист, который называется «Зеонбуд». — Ну, вы же тоже читаете интернет.
— Существует закон, согласно которому до конца 2015 года должно запуститься общественное телевидение и радио. Есть список людей в уголовном деле, которые обвиняются в нарушении определенных статей УК. — Очень надеюсь на это. — То есть до конца 2015 года два полноценных телеканала общественного ТВ можно ждать («Первый национальный» и «Культура». — Как обстоят дела с переходом государственных ТРК в формат общественного телевидения и радио? Я слышал, не слишком гладко, поскольку юридическая реорганизация находится в ступоре. — ЭП) Луганской области Геннадия Москаля о том, чтобы отключить электроэнергию Луганской телевышке, и было заявление Госспецсвязи, что это невозможно. Однако у него получится, я в этом уверен. О «Зеонбуде» и «цифре» Насколько я знаю из отрытых источников, установлено нарушение закона сотрудниками концерна, в том числе содействие террористическим организациям. Очень много юридических проблем, в том числе тех, с которыми я столкнулся. Насколько я знаю, он подал в суд о незаконности его отстранения, и проиграл. Со своей стороны, я этот вопрос буду поднимать на заседании правительства. Уголовное же дело открыто, в прокуратуре идет производство. В данном случае я стою на позиции Москаля и считаю, что это возможно. В любом случае, это предусмотрено законом. — Авт.)?
Я вижу это так: 50% + 1 в цифровом провайдере — у государства, 49% — отдать на прозрачный конкурс с привлечением частного инвестора, в том числе зарубежного. Например, менеджер теоретически возможной компании «Зеонбуд», которая теоретически принадлежит семье Януковичей. Это будет законный способ узнать конечных собственников и «Зеонбуда», и телеканалов. Первый конкурс был непрозрачен. — Это кажется очень странным. А в Украине их около двухсот. Кроме того, юридически аргументированных фактов хватило бы не только для признания «Зеонбуда» монополистом, но и для проведения нового прозрачного конкурса. — Я думал, что у вас уже есть конкретные факты. — Как только у меня будут факты, мы обязательно их обнародуем. — Слушайте, я тоже читал «Экономическую правду», где написано, что люди, которые аффилированы с семьей Януковича, так или иначе связаны с компаниями, которые являются учредителями компании «Зеонбуд». — Цифровой ресурс — часть информационной безопасности страны. — Вам не кажется странным, что при всей сложной ситуации в Украине с организацией вещания до сих пор не раскрыты собственники «Зеонбуда»? Думаю, что только у около 20 из них есть публичная информация, кто их собственники. Об «Интере», «112 Украина» и «Вестях» — Должен ли КРРТ стать провайдером цифрового ТВ? Это политический рекет украинских каналов. Надеюсь, что с принятием закона о прозрачности медиа, авторами которого являются Николай Княжицкий и Вадим Денисенко, эта проблема в Украине исчезнет навсегда.
В Донецке, Краматорске, Славянске и выше, в Луганской области, ситуация гораздо лучше. Есть очевидный факт, что на территориях, которые украинские власти контролируют, в том числе вещают и телеканалы так называемых ЛНР и ДНР. Это то, что нельзя построить за три месяца. С министром обороны Степаном Полтораком — У вас были претензии к прошлому руководству государственного Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения — КРРТ, подразделения которого работают в Донецкой и Луганской областях. — Мы обсуждали этот вопрос с Зурабом Аласанией и четко разграничили, кто, чем и как должен заниматься. Соответственно, когда у меня появилась возможность поднять этот вопрос уже будучи членом Кабмина, то Кабмин на это отреагировал и отправил в отставку господина Пивнюка (Александр, экс-глава КРРТ. Не мешая друг другу, а честно сотрудничая и помогая. — На последнем медиа-форуме люди, которые приехали с временно оккупированной территории, подтверждали в присутствии Натальи Лигачевой, руководителя проекта «Телекритика», что в Донецке можно видеть украинские «24 канал», «5 канал», «Эспрессо», «1+1», «Украина», можно слушать радио «24». Я объясню, о какой территории говорю: речь идет о периметре от Мариуполя вверх. Еще не будучи министром, я бил в набат, так как эту ситуацию нужно было менять. Однако далеко не все проблемы решены. Недавно новая вышка была установлена на горе Карачун возле Славянска. — Авт.). — Иновещанием занимается канал «Перший Ukraine» в составе НТКУ как спутниковая версия «Первого национального». — Насколько я знаю, он не знал, что с ним делать. И с этим сложно бороться. А территория, с которой вешают сепаратисты, это так называемые терриконы, возвышенности, и там есть еще советские вышки. — Это вопрос Зураба, но я думаю, что вряд ли он ему нужен. Сигнал идет с захваченных передатчиков и телевышек, которые строились годами во времена Советского союза. Расходы, которые идут на этот аудиовизуальный продукт, назовем его так, лучше отдать Зурабу на финансирование общественного телевидения.
— В том числе от доноров и меценатов. — Именно это меня и заинтересовало: инструмент, на который уходит много госсредств, не используется или, так скажем, неэффективно используется. Это будет основа для нового канала. Более того, мы создали рабочую группу с комитетом по свободе слова и информации. — Неправительственные организации. Мы этот документ проработали и подаем в Верховную Раду в срок, выходящий из дорожной карты. Например, моя мать живет за границей, и у нее в кабельной сети из 50 каналов семь русских и ни одного украинского. — А кто они? — Согласно коалиционному соглашению, которое вошло в программу действий правительства на 2015 год, до 30 мая мы должны были представить Кабмину законопроект по иновещанию. Надеюсь, 1 июля юридическая волокита закончится и с УТР. Третья — информационная геополитическая война с Россией. Наш канал будет выходить на русском, украинском, английском, будут программы на крымско-татарском языке. Ключевая важная тема — чтобы мы дали им альтернативный источник информации. На БТБ (Банковское ТВ) и УТР будет создан канал Ukraine Tomorrow. — Около 200 млн грн. — Что удалось сделать по проекту запуска канала иновещания? — А эфирные частоты БТБ достанутся иновещанию или пойдут на нужны второго украинского общественного канала? 1 июня нам передали юридические полномочия по управлению каналом БТБ. (Первая цель — публичное рассмотрение, согласование и внедрение стратегии информационной политики. — Я никогда не видел за границей УТР, который занимался иновещанием. — Вы сможете найти такие деньги у доноров и меценатов? Вторая — налаживание внутренней коммуникации в стране. В мире есть 30 млн украинцев и людей, которые идентифицируют себя как украинцы, а также сотни миллионов людей, которые говорят на русском языке. В любом случае есть финансовые проплаты, которые должно делать и государство. — Вопрос не в том, реально это или нет, а в том, что есть такие цели и задачи, и мы их решим. Мы его предоставили. — Вы меня заставляете комментировать те вещи, которые, исходя из закона и положения о министерстве, я не могу комментировать, поскольку это будет называться давлением на независимый регуляторный орган. Далее, с параллельным принятием закона про иновещание, думаю, в течение месяца мы запустим канал Ukraine Tomorrow. — Проект Ukraine Tomorrow явно недешевый. Также будут использованы спутниковые частоты УТР. — Авт.)
— Еще один скандал — с каналом «Интер». — Я этого не слышал. Вы что думаете? — Насколько я знаю, у журналистов конфисковали компьютеры, и они не могут полноценно работать. Все про: телевидения Это исключительно экономический вопрос. — Конфликт между телеканалом «112 Украина» и Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания зашел в тупик. — Медиа-сообщество обсуждает ситуацию, сложившуюся в холдинге «Вести». Думаю, вам проще будет об этом узнать, сделав запрос в налоговую инспекцию. Однако это исключительно мой вывод как эксперта. Нет, но это вызвало определенный общественный резонанс. А вообще, это правовые отношения между «112» и Нацсоветом, и я не хочу вмешиваться. Это никак не влияет на права журналиста. Я предложил законодательную инициативу, как можно это отрегулировать. — Если говорить о юридической составляющей, то «112» нарушает условия лицензии. Одни хотели, чтобы каналу не продлевали лицензию, так как он якобы пророссийский, другие поддерживали вещателя и напоминали о нарушении свободы слова. Если Верховная Рада примет ее, то можно будет ограничивать появление на телеканалах людей, которые являются для страны персонами нон грата. Лицензии на них с конкретными условиями получили структуры, созданные во времена Януковича. Газета «Вести» выходит, разве нет? Часть журналистов считает, что его нужно закрыть, а часть активно поддерживает. — Мое мнение следующее: если не знаешь, как делать, делай по закону. Регулятор не хочет переоформлять вещателю региональные лицензии на общенациональную. Там прописано, сколько какого программного продукта должно быть. В данном случае Нацсовет юридически имеет полномочия для того, чтобы принять решение о неперелицензировании. Вы какую сторону поддерживаете?
Об иновещании Эта информация есть в открытых отчетах. А частью концепции национальной безопасности будет в том числе вопрос, связанный с кибербезопасностью. — Министерство — это координационный центр на самом деле, а не дубляж функций. Здесь речь больше идет об одном из направлений, которое я озвучил 3 декабря после назначения: наработка нормативно-правовой базы в виде постановлений Кабмина и законопроектов, которые должны гарантировать кибербезопасность и вообще информационную безопасность в рамках стратегии безопасности страны. — То есть ваш человек будет сотрудничать с такими департаментами? За все время министерство потратило из бюджета 35 тыс грн. — Ни на одну программу, которую запустило министерство, не было использовано ни копейки государственных денег. Наша ключевая задача — ускорить принятие решений по горизонтали между всеми органами исполнительной власти. Все остальное мы делали за деньги либо грантов, либо доноров.