Любовь Петрушко, IT-журналист
Понятие стартапа обычно неразрывно связано с масштабированием бизнеса.
Для достижения этой цели иногда приходится открывать филиалы компании в других городах или странах, иногда — удаленно работать на новых рынках, иногда — клонировать бизнес с помощью франчайзинга.
Для начинающего бизнеса более приемлемым является наименее затратный способ. Однако то, что для стартапа сферы услуг является удачным вариантом, для технологического стартапа может оказаться провальным.
Наименее затратным является открытие «удаленного офиса» в другом регионе или другой стране, то есть без открытия локального представительства.
При таком варианте не нужно искать офис, оформлять аренду, налаживать систему коммуникации с местными административными органами.
Достаточно просто создать эффективно работающий сайт, настроить его локализацию и разработать механизм обмена «услуга-оплата» с потребителями.
Сооснователь и CEO интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай убежден, что местное представительство необходимо открывать только в том случае, если без него никак не обойтись.
«Зачем в интернет-бизнесе открывать офис в эпоху, когда отсутствует понятие рабочего места? Важнее найти сознательных и талантливых сотрудников на локальном рынке и работать с ними удаленно», — отмечает он.
Preply работает в Украине, России, Беларуси, Казахстане, Польше, Германии, Бразилии, Мексике, Испании, и ни в одной из этих стран, кроме Украины, нет представительства компании в классическом понимании этого слова.
Занятия с репетиторами происходят через интернет, и 100% платежей приходят в электронном виде. Решение маркетинговых задач также происходит онлайн.
Эта особенность бизнеса позволяет компании обходиться без локальных представительств и, соответственно, экономить на ненужных издержках, направляя средства на развитие бизнес-процессов и укрепление сети.
Руководитель европейского интернет-сервиса спортивных прогнозов Betegy.com Алексей Корнилов придерживается другого мнения.
Он считает, что для ускорения коммуникации нужно совмещать оба способа. Штаб-квартиру компании следует открыть в одном месте, но при этом максимально эффективно использовать локальные ресурсы в каждом регионе.
По словам Корнилова, открытие локального офиса способствует эффективности маркетинга, так как к каждому рынку нужен свой подход. Кроме того, «удаленный офис» не позволяет на должном уровне поддерживать одну из основополагающих особенностей стартапа — командный дух и настроение сотрудников.
В Preply поступают наоборот: привлекают иностранцев в киевский офис, но при этом продолжают удаленно работать с различными рынками.
У Betegy.com есть офис во Львове, однако компания решила открыть представительство в Британии, куда хочет перенести операционную деятельность маркетинга. Открытие местного представительства оказалось выгодным решением, так как это упрощает привлечение капитала от британских инвесторов.
Бигай не исключает открытие такого офиса в Германии по той же причине: для более эффективного налаживания связей в местной экосистеме стартапов.
Иван Пасечник, СЕО украинского стартапа Ecois.me, системы экономии электроэнергии, отмечает, что выбор способа масштабирования стартапа зависит, в первую очередь, от особенностей проекта и поставленных задач.
По его словам, если компания разрабатывает софтверный продукт, то традиционные офисы там ни к чему, вполне реально работать на «удаленке». Если же стартап работает над хардверным проектом, то офис необходим, так как технической команде обязательно нужно проводить какое-то время вместе.
В любом случае, ответ на вопрос, открывать или нет локальное представительство, зависит от стратегии масштабирования.
Если руководство стартапа понимает рынок, аудиторию, конкурентное окружение, адекватно оценивает силы команды, можно эффективно работать и удаленно. Если же стратегия экспансии не продумана, а риски оценены неадекватно, то местный офис не спасет стартап от краха на новом рынке.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.