Наталья Ульянова, партнер ЮФ ICF Legal Service
Колонки автора
Большая приватизация: ждите очередной провал
Последний год накануне. Что делают власти для завершения налоговой реформы
Обратный отсчет: каких реформ ожидать от Кабмина
Взаимоотношения наших властей и Международного валютного фонда в который раз заходят в тупик.
Украина получила второй транш МВФ в рамках новой четырехлетней программы EFF еще в сентябре 2015 года, после чего кредитование было приостановлено.
Претензии фонда не новы: торможение реформ, затянувшийся правительственный кризис, слабые успехи по борьбе с коррупцией.
Чего только стоил скандал вокруг электронного декларирования чиновниками.
Депутаты попытались отсрочить его до 1 января 2017 года, приняв соответствующую поправку в госбюджете на 2016 год.
Провалили с треском
Тем не менее, ротация Кабмина состоялась, планы реформ озвучены. Казалось, ничто не помешает возобновить сотрудничество с ключевыми международными партнерами. Однако в МВФ считают иначе и явно не готовы верить обещаниям.
Подтверждение тому — приезд в Украину миссии фонда. Она будет работать до 18 мая. Миссия проанализирует готовность страны принять очередную порцию финансирования.
Кроме того, буквально на днях МВФ опубликовал обновленный доклад по вопросам развития экономик стран Восточной Европы и Балтии.
В нем указано, что без усиления борьбы с коррупцией, судебной, пенсионной и налоговой реформ, без полноценной приватизации и повышения прозрачности в сфере управления госпредприятиями, а также без оздоровления энергетического сектора кредитная поддержка так и останется для нас несбыточной мечтой.
Правительство Владимира Гройсмана вроде бы и готово действовать, засучив рукава. Вопрос в том, насколько успешными будут шаги Кабмина. К примеру, фундаментальные изменения в налоговом законодательстве остаются предметом дискуссий. По сути, налоговая реформа была провалена еще в 2014 году.
Реализовать ее в 2015 году тоже не вышло — работа над новым Налоговым кодексом застопорилась. Да, есть точечные инициативы касательно упрощения процедуры возмещения НДС, введения налога на распределенную прибыль, ликвидации налоговой милиции и создания службы финансовых расследований.
Однако исходят эти идеи больше от разработчиков «либеральной концепции», которая вылилась в законопроект №3357 и была жестко раскритикована фондом.
При этом со стороны Минфина внятных предложений до сих пор не поступало. Поэтому рассчитывать на то, что налоговая реформа будет принята в первом полугодии, не приходится. Значит, даже если до конца 2016 года парламент проголосует за изменения в НК, они вряд ли заработают с 2017 года.
Замкнутый круг
Еще один вызов для Кабмина — приватизация. Невзирая на анонсированную еще в начале весны большую распродажу государственных активов, а вместе с ней — и наведение порядка на государственных предприятиях, чуда не произошло. Пока можно смело говорить, что приватизация зашла в тупик.
В первом квартале 2016 года ФГИ получил всего 24,3 млн грн. Это в 4,3 раза меньше, чем за аналогичный период 2015 года. К слову, в Минэкономики признали, что годовой приватизационный план — 17 млрд грн — выполнен не будет. По данным ведомства, удастся выручить максимум 3,4 млрд грн.
Причина происходящего, как всегда, на поверхности: отсутствие инвесторов, готовых платить «живые» деньги за не самые привлекательные активы. Особенно учитывая проблемность и плачевное финансовое состояние многих предприятий.
Помимо этого, кампания по отбору независимых управляющих госкомпаний откровенно буксует. Хотя Арсений Яценюк, будучи на должности премьера, заявлял, что кадровая ротация коснется около полусотни предприятий.
Тем не менее, дальше показательного назначения руководителем «Укрзалізниці» поляка Войцеха Бальчуна дело не продвинулось.
При этом глава МВД Арсен Аваков в апреле заявил, что конкурсный отбор нового менеджмента госпредприятий находится под угрозой срыва из-за возможных исков со стороны прежних руководителей. Итог предсказуем: ни одно из условий, которое стало бы «зеленым» сигналом для начала приватизации, не реализовано.
Не меньше проблем с реформой энергетического сектора. По сути, реформа сводится к поэтапному повышению тарифов. В очередной раз это случилось в конце апреля, когда было принято решение увеличить цены на газ для населения и отменить так называемый социальный тариф.
Все заслуги нового министра энергетики Игоря Насалика пока сводятся к его обещанию интегрировать энергетическую отрасль Украины в единое европейское энергопространство и заявлению о передаче в секретариат Европейского энергетического сообщества новой модели реструктуризации «Нафтогаза».
Вместе с тем, убытки НАК по-прежнему колоссальны, а ТКЭ и ТЭЦ копят перед ней огромные долги, которые достигают 25 млрд грн. Это создает замкнутый круг, но попытки увеличить ценовое давление на потребителей его не разорвут, так как растущую цену на газ экономика попросту не выдерживает.
Экономика — против
Вполне резонно МВФ критикует Украину и за отсутствие позитивных сдвигов по борьбе с коррупцией. По данным мирового индекса восприятия коррупции CPI, который подсчитывает международная организация Transparency International, CPI Украины составляет 27 баллов из 100 возможных, это 130 место из 168.
При этом есть немало вопросов к прозрачности работы НАБУ, а также к судебной системе, реформу которой не могут запустить не первый год.
Кроме того, руководство фонда настаивает, чтобы Украина демонстрировала положительные экономические показатели и сокращала макроэкономический дисбаланс. Однако и здесь у нас нет видимых успехов. По оценкам Минэкономики, ВВП страны за 2016 год вырастет не более чем на 1,1%.
В МВФ чуть более оптимистичны — там говорят о 1,5% роста. В любом случае, такую динамику экономики вряд ли можно назвать положительной.
При этом бюджетный дефицит балансирует на грани требуемых фондом значений (по прогнозам Нацбанка, без учета «Нафтогаза» и средств, направленных на рекапитализацию банков, дефицит в 2016 году составит 3,4% ВВП), а уровень госдолга упорно подбирается к отметке 100% ВВП.
Разумеется, в Кабмине невозмутимо обещают, что до июня будут выполнены обязательства по принятию первоочередных 20 законов, которые необходимы для продолжения сотрудничества с МВФ. В то же время в правительстве уже никто не называет четких сроков получения новой порции кредитной помощи.
Это неудивительно — для выполнения ключевых маркеров фонда потребуется не один месяц. Это означает, что переговоры с МВФ, скорее всего, затянутся, и Украине как минимум до осени придется жить без денег кредиторов.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об’єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.