Нa фoрмирoвaниe цeннoстeй, oтнoшeниe к рaбoтe, твoрчeству, кoммуникaции влияeт и рaзвитиe инфoрмaциoнныx тexнoлoгий, и сoстoяниe мирoвoй экoнoмики, и гeoпoлитичeскaя кaртинa мирa, считaют зaпaдныe экспeрты.
Люди Z — нынeшниe пoдрoстки, тoлькo вxoдящиe в сoвeршeннoлeтиe — вскoрe пoпoлнят ряды aктивныx прeтeндeнтoв нa рaзличныe пoзиции в кoммeрчeскoм сeгмeнтe. Oт тoгo, каковы особенности их ценностных ориентаций, зависит и то, как они повлияют на бизнес и управление и какие инструменты придется придумывать, чтобы удержать таких сотрудников в компании, обеспечить эффективность их работы.
Какое оно, Z-поколение
О рабочих качествах самого молодого поколения остается только гадать, поскольку они уже успели проявить себя в работе. Но можно сделать ориентировочные выводы, исходя из психологических особенностей представителей этого поколения.
Исследователи считают, что люди Z — быстро взрослеющее поколение, и растут они исключительно быстрыми темпами. Люди Z раньше становятся взрослыми, но с тем же успехом они раньше начинают подвергаться специфическому социальному давлению, ориентированному на потребление. Они воспитаны на технических инновациях и благодаря динамике появления различных устройств и развитию информационных технологий запросто ориентируются в новых разработках, интуитивно понимают технику и обрабатывают информацию. Благодаря информационным технологиям, они также хорошо работают с многозадачностью, легко переключаясь с одной задачи на другую. Из-за этой способности переключаться они больше ориентированы на саму скорость, а не четкость исполнения задачи.
Z-staff
Согласно исследованию компании Millennial Branding, представители поколения Z обладают большей склонностью к предпринимательству, чем предыдущее поколение, деньги не мотивируют их на работу, а личное общение для них важнее общения через средства коммуникации.
Согласно исследователям, представители поколения Z обладают рядом преимуществ перед представителями поколения Y. Они более реалистичны и менее оптимистично настроены, более ориентированы на карьеру, могут мгновенно адаптироваться к новым технологиям и таким образом повышать эффективность собственной деятельности.
В результате глобального исследования Millennial Branding оказалось, что отношение людей Z к работе сводится к следующему: лидер в первую очередь должен быть честен и обладать четким видением; для общения с менеджерами электронная почта или мессенджер не обязательны, подойдет личная коммуникация; средства коммуникации часто отвлекают от работы, а не помогают улучшить ее эффективность.
Треть опрошенных Z (34%) в работе мотивированы возможностями продвижения и лишь 27% — увеличением денежного вознаграждения. Наименее значимым мотиватором для этого поколения, как и для представителей Y, остается наличие хорошего начальства или работа в быстрорастущей успешной компании.
Согласно исследованию, большинство Z (как и Y) предпочитают использовать в работе технологические инновации.
Оценки работодателей
Оксана Войнаровская, руководитель практики труда и занятости юрфирмы «Василь Кисиль и Партнеры» выделяет следующие «плюсы» и «минусы» нового поколения.
Преимущества сотрудников нового поколения
1. Креативность
2. Многозадачность
3. Энтузиазм
4. Непринятие фальши
5. Достаточный уровень образования
6. Постоянное стремление к углублению знаний и саморазвитию
Недостатки (с точки зрения работодателя)
1. Чрезвычайная потребность в свободе и гибкости
2. Быстрое выгорание
3. Необходимость быть услышанным и понятым
4. Лень
5. Эгоцентризм
6. Бунтарский дух
По мнению Михаила Кашина, бизнес-тренера, руководителя учебного центра Укринбанка, представители Z-поколения не привыкли углубляться в задачу, оттого и качество их управленческих решений будет падать в угоду скорости. Это произойдет тотчас же, как только молодые специалисты начнут занимать управленческие позиции. Кроме того, неспособность углубляться в информацию и видеть детали, склонность «скользить по верхам» делает их подверженными манипуляциям. Не склонные к анализу, такие специалисты легко усваивают ложь, не подвергая ее сомнению и проверке.
По словам Войнаровской, лучшим руководителем для представителей поколения Y и Z становится тот, кто при других обстоятельствах выбрал бы для себя преподавательскую деятельность как способ зарабатывания денег. Такие руководители не жалеют потратить несколько лишних минут своего времени для объяснения своих аргументов «за» и «против». Они делают ранние инвестиции путем проведения для молодых сотрудников регулярных обучающих мероприятий по различным аспектам соответствующего бизнеса. И такие ранние инвестиции быстро окупаются.
Delo.UA спросило у нынешних подростков, представителей поколения Z, какой должна быть компания и мотивация, чтобы они хотели в ней работать.
Тимофей Дрогин, 11 лет
Я постараюсь сделать все возможное, чтобы самому организовать фирму и заняться собственным делом.
В компании, в которой я хотел бы работать, должны быть следующие ценности:
- Инновационное направление деятельности
- Нестандартное мышление
- Чувство юмора
- Позитивный дух
- Поощрение творческого духа
Главная мотивация на рабочем месте — возможность работать в интересном и важном проекте. Это может быть проект, к примеру, связанный с поиском альтернативных источников энергии или с освоением космоса, или с поиском вакцины против рака.
Тимофей Дрогин — один из спикеров ЧЕТВЕРТОГО HR Wisdom Summit. Более детально о том,как видит своего идеального работодателя подрастающее поколение, Тимофей расскажет на мероприятии 23 июня.