Каждая четвертая украинская компания сталкивается с проблемой миграции ключевых кадров за рубеж. Таковы результаты экспресс-обзор рынка труда, проведенного компанией EY в первом квартале 2016 года. года. Начинаются, как правило, специалисты среднего и высшего руководящего звена.
В поисках опыта и денег
«Около 24% предприятий отмечают, что у них есть проблема с переездом большого количества сотрудников, в том числе и высшего руководства, в другие страны. Менеджеры привлекают уровня заработной платы, привилегии и возможности для личного и профессионального развития, которые предлагают иностранные компании, так что украинские компании должны приложить усилия для удержания ключевых сотрудников», — говорит Валентина Иванец, старший консультант People Advisory Services, EY в Украине.
Наиболее популярными для переезда остаются ближнего зарубежья (например, Россия, Казахстан, Азербайджан), а также страны Западной Европы и США. Также, многие специалисты уходят в Польшу, Чехию, страны Балтии.
По словам управляющий партнер executive search компании Ward Howell в Украине Игорь Кабузенко, на 2013-2014 годы много наших SEO уезжало в Россию. «В данный момент, по понятным причинам, поток иностранцев в этом направлении снизилась, прежде всего из-за нежелания самих кандидатов. Начиная с 2014 года. года существует большой спрос со стороны Казахстана и Азербайджана, даже и Беларусь «тратить» наши топ-менеджеров. Эта тенденция достаточно устойчива. В Казахстан уехало много специалистов в области недвижимости, телеком, банки и ритейл», — продолжает Кабузенко.
Много украинских специалистов уходит за рубеж в рамках кадровой ротации в своих компаниях. «Некоторые иностранные компании закрыли свои офисы в Украине и предложил обещание сотрудникам, чтобы прибыть, чтобы работать на них. В других же мультинациональных компаниях, работающих внутренних программ развития сотрудников, и многие талантливые украинцы предлагается, чтобы пойти, чтобы работать в другой офис, чтобы получить дополнительный опыт», — сказал Кабузенко.
В первую очередь уходят специалисты, чья функциональность не привязан к конкретной стране — логисты, финансисты или аудиторы.
В поисках амбициозных проектов
По общеотраслевым обзорам рынка труда, который проводится компанией EY в Украине, доля иностранцев от общего числа работников в 2015 году. году составил всего 0,5%, что лишь на 0,1 процентного пункта меньше, чем в 2014-м. Это свидетельствует о том, что в целом число иностранных работников в Украине за последний год существенно не изменилось, считают в EY.
До 2008 года. года с экспаты большой охотой ездили в Украину. Теперь им труднее принять такое решение. Причины ясны — военный конфликт, экономический кризис, нестабильная политическая ситуация. Хотя не все так просто. Многих иностранных топ-менеджеров Украина интересна в качестве своего рода «окно возможностей».
«Многие понимают, что страна находится в стадии коренных изменений — приватизация, изменение модели бизнеса, открытость внешнему миру и т. д.
«Менеджер заинтересованы на внедрение реальных изменений — Украина сейчас находится в верхних строчках рейтинга Must to be», — сказал Валерий Марцинович, стратегический директор компании Hay Group/Korn Ferry в Восточной Европе.
По его словам, украинские компании должны четко понимать, зачем им нужны иностранные менеджеры. Приглашение экспата имеет смысл только тогда, когда стратегия компании предполагает то, что никогда не было на отечественном рынке — например, выход на международные рынки, провести глубокую реструктуризацию, подготовить бизнес для продажи, успешно реализовывать технологии, и т. д. «Если внутри компании и на рынке нет специалистов с необходимым пониманием и опытом, просто пригласите людей, которые с успехом это уже сделали», — говорит Марцинович.
По словам Игоря Кабузенко, снижение спроса для иностранцев связано с экономическими и политическими факторами, так и с насыщением российского рынка топами.
«Если говорить о коммерческом секторе, то мы можем констатировать, что за последние 20 лет, экспаты привнесли в украинскую экономику отсутствовавшие компетенции. В свою очередь международные компании внесли свой вклад в развитие когорты сильных украинских топ-менеджеров. Соответственно, поток иностранцев для коммерческих компаний в Украине значительно сократилось», — говорит эксперт.
В связи с этим, эстафету для привлечения иностранных специалистов коммерческого сектора, передал государству. Компании в государственной собственности и органов государственного управления — один из мощнейших драйверов для прибытия иностранцев в Украине, считают работодатели.
«Недавно разговаривал с бывшим директором высоком уровне компании Shell, который рассказал о работе в Украине. Он сказал, что ему больше не нужны деньги, и он с удовольствием будет изменениями, трансформацией в Украине, если будет верить, что это возможно. Очень часто экспаты ведут себя как спортсмены: путешествовать в другие страны для того, чтобы тяжело работать, чтобы завоевать еще одну медаль, и дальше строить свой «портфель успехов». Если спортсмен знает, что игра будет по другим правилам, чем он привык, он выберет другие соревнования, и второе место», — говорит Валерий Марцинович.
Конечно, для работодателя расходы на иностранных специалистов выше, чем украинцев, в счет заработной платы, которая часто установлена на уровне страны происхождения экспата, дополнительные преимущества и стоимость переезда, а иногда и на частичное содержание семьи. В среднем на рынке зарплаты иностранцев в два раза выше, чем доходы украинских специалистов в аналогичном положении.
По словам Натальи Бондаренко, бизнес-менеджер кадрового холдинга «Анкор», для многих представительств и филиалов западных компаний, чтобы содержать иностранцев в Украине, стало слишком дорого.
Экспат не панацея
При этом следует понимать, что привлечение экспата не решение всех проблем. Если эксперт не знаком со спецификой работы на постсоветских рынках, чтобы быть эффективным на украинском очень трудно.
Валерий Марцинович дает следующий пример: «недавно работал с незнакомцем, который всю жизнь провел в западной FMCG-компании. Там были все лучшие практики и лучшие системы. После того, как в бывший «постсоветскую компанию», он не понимал, как все может быть по-другому, и постоянно фрустрировался, но главное — фрустрировал других».
По его словам, самое главное в том, чтобы найти людей, которые имеют опыт и в «постсоветских предприятиях», и в большинстве современных, людей, которые имеют опыт реальной программы трансформации бизнеса и изменения поведения людей.
«Конечно, вы можете позвонить профессор кибернетики для изучения своего седьмого ребенка, но у меня есть сомнения, что они договорятся. Очень часто компании находят интересных штук, а нужно решать системные вопросы. Так что, если на экспата вы смотрите, как на чип — это одна история, но если как системное решение — то другой», — резюмирует эксперт.
Издание «ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины» доступен в редакции и в розничных сетях в Киеве и городах-миллионниках с 11.июля.